Ayrlily / Д/З

Интересная статья. Когда я училась в школе, со мной ни разу не готовили уроки, и я не понимаю, почему сейчас вместе с ребенком поступают в первый класс и родители.

https://people.onliner.by/opinions/2017/04/03/mnenie-664

Психолог Андрей Метельский: испортите жизнь своему ребенку — заставьте его делать уроки
Андрей Метельский — врач-педиатр, подростковый психотерапевт, гештальттренер, сертифицированный тренер центра INTC. Общая психотерапевтическая практика — 20 лет.
Давайте определимся с простым вопросом: зачем вообще дети ходят в школу? Что дает им силы день за днем выполнять монотонные, кажущиеся бесполезными действия? Я изучал этот вопрос более десяти лет и пришел к выводу, что аргумента, по сути, всего два. Они соглашаются на эту «пытку», потому что их любят родители, которых не хочется огорчать, а также в ожидании общения со сверстниками. Не тешьте себя иллюзиями: хотя подавляющее большинство учеников младших и средних классов скажут вам, что их главная задача — учиться, это не более чем заученный штамп, который им вбили в голову взрослые. Дети могли бы учиться, но им в этом всеми силами стараются помешать родители и учителя.
Меня часто спрашивают, с какого класса можно позволять ребенку делать уроки самостоятельно. Ответ всегда один — возможность принимать решения и действовать самостоятельно можно и нужно давать с 7 месяцев. Как только ваш сын или дочь научились держать в руке ложку — они едят сами. Ровно в тот момент, когда получилось помыть эту ложку, они моют за собой посуду. Получилось застелить постель? Теперь и эта обязанность лежит на них. Школьная система разрабатывалась далеко не глупыми людьми — в 6—7 лет ребенок уже может учиться сам. Иначе все эти учебники, тетради и уроки полностью теряют смысл.

У нас же все перевернуто с ног на голову. С первого класса и родители, и учителя считают, что правильно — заставлять, принуждать, контролировать и проверять. Очень скоро несчастного ученика тянут к репетитору, которого он ненавидит в той же степени, что и предмет, который приходится «подтягивать». Вы действительно верите, что подобный подход может вызвать у нормального, психически здорового человека хоть малейшую заинтересованность в дальнейшем обучении? Заставить человека полюбить то или иное занятие невозможно в принципе.

Любой психолог скажет вам, что деспотизм родителей, строго контролирующих процесс обучения своих детей, не что иное как малодушная попытка компенсировать отсутствие любви — той самой всепрощающей и понимающей, когда у взрослого хватает мужества и мудрости признать, что ребенок — личность, а не послушный слуга-робот.

Сколько раз я слышал от взрослых: «Меня батька лупил как сидорову козу, вот я и человеком стал» или «Если бы мамка в свое время не заставила пойти на скрипку, пропал бы…» Все это полная ерунда. Не человеком он вырос, а психопатом. И еще одно важное наблюдение: чаще всего такие истории рассказывают родители, которым приходится отвечать на мой вопрос: «А зачем вы лупите своего ребенка?»




Прекрасно помню: в школе у меня был трудовик, которого иначе как инопланетянином назвать нельзя. Помимо уроков труда, он совершенно бесплатно вел кружки авиамоделирования и игры на баяне. Причем человек не знал нот, мы учились играть на слух — было весело и интересно. К несчастью, это заметили родители и решили взять процесс под свой контроль. Они лишили меня уроков трудовика и отдали в музыкальную школу. Уроки, ноты, домашние задания… Уже через месяц я люто ненавидел инструмент, на котором с удовольствием до этого играл полгода. Я приложил все усилия, чтобы от этой каторги избавиться. Спасибо родителям, они быстро прозрели и поняли, что из затеи ничего путного не выйдет.

Старшему и младшему сыну я всегда говорил: если тебе что-то непонятно — спроси у учительницы. Люди должны четко понимать, что вотчина школы — образование, а дело родителей — воспитание. Подменять функции друг друга нельзя. Какой вообще смысл лезть в тетрадь ребенка? Вы должны понимать, что педагоги с радостью будут вас провоцировать на тотальный контроль, рекомендуя проследить или поучаствовать. «Следить» за выполнением обязанностей ребенком вообще категорически нельзя. Он просто не научится отвечать за свои поступки и не будет осознавать последствия. Если дневник пестрит замечаниями «плохо подготовил домашнее задание» или «не выучил тему», я с уверенностью могу сказать, что у ученика над душой круглыми сутками стоят родители. Что же касается «поучаствовать» — помогать вы можете только в том случае, если вас об этом просят.

Совершая ошибки, отвечая за них, думая над тем, как их исправить, ребенок учится контролировать ситуацию. Отсутствие такого контроля приводит порой к катастрофическим последствиям. Думаю, вы сильно удивитесь, если я скажу, что дети, которых постоянно заставляли делать уроки, намного чаще становятся наркоманами. Но это действительно так. Дело в том, что такие ученики привыкают, что за них все решают родители, им не надо думать о последствиях своих поступков. Поэтому когда им предложат наркотики, они также о последствиях думать особо не будут.

Мы сегодня наблюдаем интересный сговор. Родители, отказываясь давать детям свободу, контролируют их для собственного спокойствия, не давая развиваться. Дети, не получая стимула к обретению самостоятельности, с удовольствием передают функции «кнута и пряника» родителям, более того, они с удовольствием занимаются манипуляциями и при любой, даже минимальной трудности зовут на помощь папу или маму. Преподаватели уверяют родителей, что они обязаны делать со своими отпрысками уроки, потому что это позволяет им меньше напрягаться на занятиях, подробно и интересно объясняя задание (ведь если урок был проведен качественно, дети получили все необходимые знания для самостоятельной работы).

Я четко уверен, что если вам домой звонит учитель и начинает рассказывать о том, что ребенок плохо учится, самый правильный вариант — вежливо поздороваться и отдать трубку ребенку, сказав, что вы не считаете правильным встревать в отношения педагога и ученика.

Уверен, после прочтения всего сказанного выше у многих родителей волосы дыбом на голове встали. Поверьте, все не так страшно, как кажется на первый взгляд. Я провел десятки тренингов с родителями и всегда старался получить обратную связь. Ни разу! Ни единого разу не случилось так, чтобы, получив самостоятельность, дети стали учиться хуже. Да, в первое время они могут немного растеряться, несколько месяцев «плавать», но в итоге они обязательно выходят на качественно новый уровень жизни. Единственное важное условие — если уж вы приняли это решение, то раз и навсегда. Вытерпеть и привычно не вмешаться, особенно в первое время, очень сложно.
школа
  • Yablochnaya, 04.04.2017 14:11 #
    +1
    1
    Статья интересная. Любопытно будет узнать твоё мнение по этому вопросу лет через 10. 
    ответить на комментарий
    • Ayrlily, 04.04.2017 14:14 #

      Через 3))  Ты помогаешь Глебу?
      ответить на комментарий
      • Yablochnaya, 04.04.2017 14:18 #

        я не про первый класс, а вообще))) уже не помогаю.  когда выходили из начальной школы, учительница сказала: это ваши оценки, родители...
        ответить на комментарий
  • poker-face, 04.04.2017 14:23 #
    +4
    4
    я невольно слушаю как моя коллега дрючит своих детей насчет уроков - она бывший педагог- и она ебнутая ....а да к чему это я ... навреное кину в воду а там как пойдет- разберусь на месте
    ответить на комментарий
    • Ayrlily, 04.04.2017 14:35 #

      Ну вот и я так, но надеюсь никто не пострадает от моих объяснений, если они будут ))
      ответить на комментарий
  • zelenaya, 04.04.2017 14:26 #
    +1
    1
    Согласна во многом, если честно. Однако власть матриархата школы свела образование к тому, что научить ДО 1 класса азам должны...родители. И проблема чаще даже не в родителе. Учителю так удобнее. Пуп не рвешь. А на чувстве вины, которое ты прогибаешь бесконечными беседами с родителем, выезжаешь. Поэтому зерно истины в идее уроки делать в школе есть. Образование должно даваться в учреждении образования, а не впихиваться по кускам от того, что отец мать помнят.
    ответить на комментарий
    • Lapka, 04.04.2017 14:28 #

      Вот да
      ответить на комментарий
      • zelenaya, 04.04.2017 14:32 #

        Свекры педагоги оба. Люда, спорю на эту тему до зеленых соплей, чес слово. А толку ноль. Их аргумент "родитель должен быть заинтересован". Да, родитель заинтересован, естессно. Но с равным успехом хирург может звонить учителю и просить помочь ему по работе, а то типа не справляется... Каша стала, а не образование.
        ответить на комментарий
        • Lapka, 04.04.2017 14:38 #

          Хочется спросить, зачем ребенку ходить в первый класс, если читать, писать и считать в пределах десяти он должен уметь при поступлении?
          ответить на комментарий
          • zelenaya, 04.04.2017 14:45 #

            Тот же вопрос. Но есть и ответ. Я когда с мелким гуляла и ждала младшую, была зело впечатлительная. Последние месяцывторой подряд беременности, все дела. Соседи как раз дите в школу отвели. Был крайне жаркий сентябрь. И вот этот соседский деть до хрипоты с одноклассниками повторяли гимн на площадке детской. Кто лучше знает. А потом реки страны. Мне так в мозг это вьелось, тебе не передать.
            ответить на комментарий
    • Ayrlily, 04.04.2017 14:33 #

      Я очень несдержанная, и объяснять не умею, от слова вообще. Если не понятно с первого раза, второго может не быть ) а так да, надеюсь на сознательность детей
      ответить на комментарий
      • zelenaya, 04.04.2017 14:38 #
        +1
        1
        Мои тетради родители не смотрели совсем. Никто со мной не сидел с первого класса. Ну, кроме подзатыльника за то, что сестра мне в прописях писала красиво))))  Я тот любимый пед людьми тип ребенка была - знала как учиться отлично. Дало ли мне это знаний? Слегонца. Но да, все что можно с отличием. Бред, а не учеба.
        ответить на комментарий
        • Ayrlily, 04.04.2017 14:55 #

          У меня также
          ответить на комментарий
          • zelenaya, 04.04.2017 14:57 #

            Иди обниму))))
            ответить на комментарий
  • krem, 04.04.2017 15:00 #
    +4
    4
    такое ощущение,что писала Анна С.  так же эмоционально и так же идеалистически-гипертрафированно-односторонне.   Тут все : и  деспотизм и малодушие родителей, отсутствие любви, несчастные ученики, непременные наркотики как результат.Очередная страшилка для родителей тока слева. Я бы не впадала в крайности. Конечно ребенку надо давать свободу, но и контролировать тоже надо. Я  буду спокойно смотреть как мой ребенок будет осваивать ложку в 7 месяцев, но совершенно по другому если ему в руки попадет вилка или  нож, например. Знаю по себе. Если тема осталась не понятой, она не усвоится. За ней потянется непонимание вытекающих. В итоге ,кто бы ни был виноват в голове вместо знаний пустота. Я не могу переделать систему образования, но могу помочь своему ребу уяснить базовые знания.Я так и делала до определенного возраста. Пока моя пустота не встретилась с его. Дальше -сам.
    ответить на комментарий
    • Ayrlily, 04.04.2017 15:47 #

      До какого класса помогала?
      ответить на комментарий
      • krem, 04.04.2017 15:57 #

        начальную школу то всю точно. Дальше выборочно. Сейчас ( а у меня выпускник в этом году) английским вместе занимаемся. Готовимся к тестам, я правда, не сильно могу помочь, но вдвоем то веселее и элемент соревнования присутствует.
        ответить на комментарий
        • Ayrlily, 04.04.2017 16:22 #

          Так и ему интереснее и маме полезно))
          ответить на комментарий
          • krem, 04.04.2017 16:26 #

            И контроль, какой-никакой присутствует. 
            ответить на комментарий
            • Ayrlily, 04.04.2017 16:28 #

              Да, все дети разные. Я как бы тоже не зарекаюсь, но не хочу очень..
              ответить на комментарий
              • krem, 04.04.2017 16:38 #

                я  пишу из личного опыта. Я ведь тоже считала.как автор статьи, пока не столкнулась с реальностью. Ясли бы я могла помочь сыну больше я бы помогала. Но к сожалению у меня самой вместо знаний по физике,например, звенящая пустота в голове. 
                ответить на комментарий
  • Chaild, 04.04.2017 15:05 #

    Ой, много есть что сказать , но лучше помолчу. Сил нам всем в этой системе
    ответить на комментарий
  • cbeta, 04.04.2017 15:07 #
    +3
    3
    Как же я рада, что до школы водила дочку в "7 лучиков", где их научили азам играючи и там же делать домашние задания самостоятельно! Пока дочка не умела читать я только задания ей читала. Всё! Не сделала, неправильно или неаккуратно - расхлебываешь сама на занятии с преподом.  Так и сейчас в первом классе все делает сама на продленке, только по человекомиру гуглили про ласточку и трясогуску для доклада. Но я в это время тож учила её... гуглить!.  Пришлось отказаться от английского платного в школе, бо не тянула сама, а мне вроде и интересно позаниматься, но некогда, поэтому отказались и ходим в ЭкстримИнглиш. Там она снова полюбила язык и есть тяга и интерес к изучению. Йоххууу! Полет норм  
    ответить на комментарий
    • Ayrlily, 04.04.2017 15:52 #
      +1
      1
      Да, подход и методы очень влияют на результаты. Картинка шикарная)))
      ответить на комментарий
    • Rodnulechka, 04.04.2017 16:16 #

      Картинка улет
      ответить на комментарий
  • Tatti, 04.04.2017 15:27 #
    +1
    1
    Один в один мои мысли были. Класса до четвертого... Это я отличница, перфекционист, и человек, с которым никогда родители не готовили домашнее задание. Это мне легко давалось всё, плюс математическое мышление, плюс интуитивная грамотность, плюс была замечательная память... Как жеж после этого не агитировать против всяческого вмешательство в д/з. Конечно, агитировала. Как сча помню, на вельвете по этому поводу высказывалась. То, что не всем дается учеба (далеко-далеко не всем), а школьная программа может быть непонятной, неподъемной - до сих пор эта мысль с таким трудом умещается в моей голове... А есть такая наука математика, где каким бы ты гением не был, но неусвоеная тема не позволит понимать последующие. Достаешь кирпичик, и всё лежащее сверху разваливается. Соответственно, дальше уже несколько неусвоенных тем, на них еще несколько... Хотя, если оптимистически мыслить, потом: бах на ребенка сваливается гениальность и желание трудиться вместе взятые. И он берет учебники за предыдущие годы (а чё слабо разве) и разбирается. А репетиторы, родители... конечно, это и от отсутствия любви, и от недоверия к ребенку, и от гиперконтроля... Ежели что по сабжу плюсую Дине.
    ответить на комментарий
    • Ayrlily, 04.04.2017 15:53 #

      Помню все это. Ты еще помогаешь дочке? В каком она классе?
      ответить на комментарий
    • Malechka, 04.04.2017 16:00 #

      А есть такая наука математика, где каким бы ты гением не был, но неусвоеная тема не позволит понимать последующие.   
       эх, Таня, а не ответственность ли это учителя, чтобы темы усваивались? не уровень ли это его профессионализма? раньше как-то учителя больше этим парились, а теперь "я урок провела, кто не понял, я не виноват(а)" вот так и говорят прямым текстом... я уже не говорю о том, что предметы тоже перекрестно опыляются, и математический аппарат используется и в физике, и в химии, и в биологии меня сочинения УБИВАЮТ!!! восьмой класс, достаточно написать 2 страницы... две!!! мы по три листа минимум писали...
      ответить на комментарий
      • Ayrlily, 04.04.2017 16:24 #

        Ты со своими сидела?
        ответить на комментарий
        • Malechka, 04.04.2017 16:25 #

          с младшей нет со старшей приходилось замещать то, что учитель высшей категории не в состоянии была сделать с умным адекватным ребенком это тема для целого поста)))
          ответить на комментарий
          • Ayrlily, 04.04.2017 16:28 #

            Давай пост))
            ответить на комментарий
      • Tatti, 05.04.2017 06:48 #
        +1
        1
        Да ладно, две))) У нас одной в том же восьмом более чем достаточно))) Зы. А ответственность учителя - это отдельная тема. Кто чего должен, особенно в нашей стране... У нас всё держится на отдельной личности учителя, врача, которые идут вопреки системе, но никак не вместе с системой... В приведенной статье все учителя идеальны.
        ответить на комментарий
  • whitecrow, 04.04.2017 15:31 #

    Моя мама со мной а первом классе посидела и поняла, что со мной невозможно делать уроки)) Меня никогда не контролировали, држе с класса седьмого у меня полупустые дневники были. А брата контролировали и как результат у него средний балл около пяти, у меня 8)
    ответить на комментарий
  • fenix, 04.04.2017 16:13 #

    В который раз убеждаюсь, что нет единого подхода. Разные дети, разные родители, разные головы, разные учителя. Что хорошо одному, совсем не подойдёт другому. Я всё сказал.
    ответить на комментарий
    • Ayrlily, 04.04.2017 16:23 #

      Ты помогаешь и как часто?
      ответить на комментарий
      • fenix, 04.04.2017 16:30 #

        Иногда проверяют, говорю, чтобы если что то непонятно, говорил, попробуем разобраться. Есть предметы, в которых не понял , не знаешь одну тему,и дальше будет как снежный ком это незнание только нарастать.  Слышала, что есть ответственные дети, которые все делают сами, мой не такой. Это очень меня удивляло и раздражало, я то всё сама делала)))
        ответить на комментарий
  • Rodnulechka, 04.04.2017 16:24 #

    Со мной не сидели, с сестрой не сидели. Надеюсь на гены, и со своим сидеть не буду.  Если придет скажет; не понимаю? Объясню, помогу в рамках допустимого. Скажу: " Сынок, если тебе важны ТВОИ оценки и ТВОЙ авторитет среди одноклассников - старайся.  Для меня главное, чтоб ты был здоровенький, и то, что у тебя в голове. Дневник можешь вообще не показывать.  )))
    ответить на комментарий
    • Ayrlily, 04.04.2017 16:30 #

      Вот я тоже так хочу)) но бывает, что и не бывает )) в том смысле, что взгляды со временем в зависимости от ситуации могут поменяться
      ответить на комментарий
      • Rodnulechka, 04.04.2017 16:34 #

        не спорю  но такие статьи буду перечитывать перед сном и держать себя в руках)))) Но то, что мой первый вопрос будет: "Что сегодня интересного было в школе?" вместо "Что за оценки сегодня получил?" это точно!!!
        ответить на комментарий
        • Ayrlily, 04.04.2017 16:36 #

          Вот точно, я не хочу, чтобы мои дети были отличниками, это только мешает по жизни. А с другой стороны, у нас вся система только и построена на оценках, знания вторичны..
          ответить на комментарий
          • Rodnulechka, 04.04.2017 16:37 #

            не соглашусь. Вот сегодня, кому интересно, что у меня в дипломе ? 3 или 5 Или ты дурак или не дурак, а это видно и без дипломов))
            ответить на комментарий
            • Ayrlily, 04.04.2017 16:43 #

              Я про поступление в вуз имею ввиду. Средний балл все же играет роль
              ответить на комментарий
  • Anniyak, 04.04.2017 16:31 #

    Свекровь со старшим сыном делала уроки, а младший делал сам. Старший закончил ПТУ, автослесарь, а младший имеет ВО и программист.. Я с дочкой не делаю уроки. В младшей школе делала сама в продленке, а дальше просто сама. Иногда помогаю с математикой, но тут с учителем беда, она и разговаривает путано и непонятно, что уж тут про объяснения говорить. Правда у нас гены хорошие, в большинстве случаев все-же разбирается сама. А вот ее одноклассникам я сочувствую. Дочка в 10 классе, если что.
    ответить на комментарий
    • Ayrlily, 04.04.2017 16:32 #

      Хорошо бы и мои на генах выехали ))
      ответить на комментарий
      • Anniyak, 04.04.2017 16:34 #

        Есть нюанс: русский, белорусский и история у нас провальные )) Но, с другой стороны, ну и фиг с ним ))
        ответить на комментарий
        • Ayrlily, 04.04.2017 16:36 #

          А и правда))
          ответить на комментарий
          • Anniyak, 04.04.2017 16:40 #

            Еще есть тяжелый момент: общаться на эту тему со старшим поколением. Упреки в том, что мне просто лень, что могла ей помой и "вытянуть" на балл повыше, а так же разговоры про репетиторов...  В общем, если вступите на мой путь - готовьтесь морально )
            ответить на комментарий
            • Ayrlily, 04.04.2017 16:45 #

              Можно предложить им самим поучаствовать)
              ответить на комментарий
              • Anniyak, 04.04.2017 16:54 #

                Кстаааати, ))))  Было у нас в 8 классе, свекровь договорилась с репетитором по математике. Мы вообще этого не хотели. Но раз уж так - согласились платить. Потом оказалось, что эта репетитор шла на огромные уступки, что нас взяла и мы должны были в ноги кланяться. А с дочкой она вела себя хамско и мы очень быстро от нее отказались. Тем более, что нам и не надо было, школьную программу мы и в школе вполне хорошо усваиваем. 
                ответить на комментарий
  • Hellga, 04.04.2017 16:32 #

    Со мной не сидели. И даже не проверяли.
    ответить на комментарий
    • Ayrlily, 04.04.2017 16:33 #

      Я и в дневнике сама расписывалась)))
      ответить на комментарий
  • LetoNasti, 04.04.2017 16:32 #

    мне статья понравилась)
    ответить на комментарий
    • Ayrlily, 04.04.2017 16:34 #

      :-)
      ответить на комментарий
  • elina, 04.04.2017 16:56 #
    +1
    1
    А я не согласна с такой категоричностью. Будто выписали один рецепт на все болезни. Все дети разные. Один шустрый и бездельник, другой аутист, третий ленивец и разгильдяй, четвертый заучка, пятый... и так до бесконечности. Зная нашу систему образования, я бы на самообразование детенка посадила, с родителем. А в школу бы отправляла в коллективе пообщаться.
    ответить на комментарий
    • Ayrlily, 04.04.2017 17:09 #

      Нет, я на самообразование никогда не подпишусь. Все родители тоже разные, одно дело - знать, и совсем другое - суметь донести свои знания до адресата
      ответить на комментарий
      • elina, 04.04.2017 17:39 #

        Конечно. Контакт "адресата" с несущим знания должен быть спокойным, игровым и эффективным. Этому можно научиться. Ну хотя бы симбиоз школьной навязчивой недоадукации и веселого родительского самообразования с незаметным контролем.
        ответить на комментарий
  • Skazka, 04.04.2017 21:52 #

    Не знаю пока. Придется - буду сидеть. Хотя уверена, что досижу до невроза обеих, я вообще не умею людей учить. Коллега сыночку в универе уже уроки учит. И считает, что все нормально.
    ответить на комментарий
    • Ayrlily, 04.04.2017 21:56 #

      И на работу с ним наверное пойдет)
      ответить на комментарий
      • Skazka, 04.04.2017 21:57 #

        Вполне может быть. Как послушаю, что она ему шпаргалки составляет...
        ответить на комментарий
  • Nayana, 05.04.2017 09:45 #

    Жесть, боюсь этотого всего. Не знаю, как правильно, дети разные, учителя разные.
    ответить на комментарий
Ответить автору поста
Ayrlily
45 постов
Посты блогера Ayrlily по датепо папкам
Показать еще 5 постов
Последние комментарии
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}